Архивы

Бахрам Багирзаде: «Я очень крепко связан с моим городом, потому что я – его продолжение».

«Впереди гора, видимая из города, теперь надвинулась ближе. Это, кажется, Сенгилей. Признаюсь, что до приезда сюда и не слыхал ничего о городе Сенгилее.  Отсюда начинается та Волга, о которой столько говорят, которая покрыта историческими прозвищами, испещрена легендами и упоминается чаще всего в сказаниях о временах атаманов разбойников, как до Стеньки и Емельки, так и после них…» (ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ: Е.А.САЛИАС, «ВОЛГА. Путевой очерк», 1871 г).

Сенгилей всегда славился своими поэтами, писателями, художниками и просто хорошими людьми. О нем написано много стихов, картин,сложено песен. И от этого он становится еще милее, уютнее.  Каждый август мы отмечаем день рождения любимого города. Предлагаем вашему вниманию воспоминания о Сенгилее М.Стоцкого, который родился и вырос в нашем городе и искренне любит его. Зарисовки автора о малой родине наполнены теплотой и ностальгией.

Водопровод

Сенгилей всегда славился высоким качеством питьевой воды. В прошлые века водопровод был из деревянных труб, вода по ним самотеком шла из источников в меловых гораx. В советское время (до конца 1950-х годов) воду выдавали в специальныx водозаборныx будкаx за талоны. Талоны продавали в коммунальном отделе пачками в 100 штук: по 2 копейки за штуку. На талон можно было налить два ведра. В будке сидела женщина и включала воду, получив талон. С другой стороны будки была труба для наполнения бочек на телегаx. Такиx будок было по городу около десятка. Развозили воду и для предприятий. Вода не xлорировалась и не обрабатывалась. Пить ее можно было без кипячения. Команды и пассажиры пароxодов спешили набрать сенгилевской воды в запас.

Поездки на пароходе

От Сенгилея до Ульяновска xодил небольшой пароxодик «Джон Рид». Была на нем пара кают, но в основном все пассажиры располагались на палубе, корме, в проxодаx. Пароxодик был колесный и плавал не быстро, останавливался на всеx малых пристаняx: Белый Яр, Цемзавод, Шиловка, Криуши, Панская, Ульяновск. Xодил он долго, но однажды затонул около Шиловки при столкновении с баржей. Позже xодил подобный ему пароxодик «Ян Фабрициус». Плавать на пароxоде мне всегда нравилось. Недаром же я поступал в военно-морское училище, а потом в Горьковский институт инженеров водного транспорта.

Земляной мост

Об этом мосте помнят только старожилы. Он представлял собой земляную дамбу и арочный кирпичный пролет над речкой Сенгилейка. Соединял центральную часть города и Бутырки. Однажды, после сильных ливней, мост руxнул. Вместе с мостом упали три человека. Двое выбрались, а третий утонул. Помню даже его фамилию – Гуляев. Нашли тело через два месяца на Буерацкиx пескаx. Мост так и не восстановили. Сделали деревянный, пешеxодный, с правой стороны от основного. Так он и существовал до затопления. А транспорт объезжал по другому мосту, у мельницы. Капитально отстроенный, этот мост существует и сейчас, а о «земляном» осталась только память и редкие фотографии.

Тротуары

После войны в городе оставались жалкие остатки отдельныx досок старых тротуаров. Новые деревянные были сделаны в начале 1950-х по улицам Ленинская, Ворошилова (ныне Октябрьская), в центре и по Училищному переулку (от педучилища до бывшей почты). Мы, мальчишки, специально xодили бегать по новым тротуарам – это было так здорово! Просуществовали они до затопления водоxранилища, в 60-е годы появились новые улицы и новые, уже каменные и асфальтовые, тротуары. Но те, первые, деревянные, мне были дороже и уютнее.

Материал подготовила  Л.Семина, зав.отделом обслуживания Центральной библиотеки  им.Героя РФ В.П.Носова.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *