Архивы

БОЦМАН – ДОЛЖНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННАЯ!

Для жителя нашего города Н.И. Жегалина 19 марта – каждый год праздник вдвойне: это и день его рождения и День моряка-подводника. Хотя со времени его службы в Военно-морском флоте прошло уже 45 лет, для Николая Ивановича эта дата остается едва ли не самым большим праздником в календаре.

Он появился на свет в Сенгилеевском роддоме 19 марта 1950 года. Рос в с. Алешкино в многодетной семье. Отец Николая Ивановича пришел с фронта без руки, но хотя и был инвалидом, сумели они с женой поднять на ноги 9 детей, несмотря на все трудности.
Окончив восьмилетку, 16-летним пареньком Николай Жегалин уехал в г. Балаково Саратовской области, поступил в речное училище. Ему хотелось стать моряком, с детства манила морская романтика. И не его единственного среди сверстников – деревенских мальчишек, практически одновременно с Н. Жегалиным в том училище обучалось 15 ребят из Алешкино и Елаура. Такой вот популярностью пользовалась у местной молодежи эта профессия. Речник, конечно, не моряк, но все же у них одна – водная — стихия.
В училище Николай Жегалин получил специальность рулевой-моторист и приступил к работе в речном флоте. Ходил с Камы по Волге, а еще и по Дону до Азовского моря на разных грузовых судах: на плотовозе, на буксире, на толкаче и на самоходке. В 1967-м рулил под мостами и по шлюзам, проводя судно по каналу Москва-река. Там уж точно стоявшему за штурвалом зевать не приходится! Так что парень смолоду приучился к повышенной ответственности и на службу Родине пошел вполне морально и физически подготовленным.
Призвали его 17 мая 1969-го. Первые полгода Николай провел в учебном отряде «Подводное плавание» в г. Кронштадте, в составе Дважды Краснознаменного Балтийского флота. Здесь он освоил военно-морскую специальность рулевого сигнальщика.
Затем молодого морячка направили для дальнейшего прохождения службы под Мурманск на дизель-электрическую подводную лодку, оснащенную ракетами. Именно там, на Краснознаменном Северном флоте, прошла большая часть его военно-морской биографии. Биографии, которую он начинал матросом и поднялся по служебной лестнице до должности боцмана и звания мичман. Приходилось участвовать в учениях, нести боевую службу, ходить в автономное плавание.
— Служба рулевого сигнальщика, а уж тем более боцмана на подлодке – очень непростая. Знать надо многое, причем, знать твердо, — говорит Николай Иванович. – Это не на берегу, все под водой, малейшая допущенная ошибка чревата аварией, а то и вовсе гибелью подлодки и всего ее экипажа. Вообще тяжела и опасна служба моряков-подводников, в море бывает всякое. Особенно в условиях Северного Ледовитого океана.
Незабываемым для героя этого рассказа осталось участие в экспедиции особого назначения. Тогда подводная лодка, на которой он уже был боцманом, прошла весь Северный морской путь. Преодолели за 45 дней 5800 миль (морская миля — 1872 метра) через 8 морей; Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское моря.
Много всего довелось повидать Н.И. Жегалину за морские походы. Чего стоит одна только Арктика с ее опасными сплошными ледовыми полями и частыми туманами, когда было необычайно трудно маневрировать и подлодка нередко вздрагивала от столкновения с ледяными глыбами, продвигаясь вперед вслед за мощными ледоколами. В то же время суровые те края запомнились и неописуемой красотой, незаходящим солнцем — летом и северным сиянием – зимой, Были и иные дальние берега, посещение таких мест, которые большинству из нас только из песен или телефильмов знакомы. Только вслушайтесь: пролив Лаперузо, бухты Провидения и Золотой Рог, Камчатка, дальневосточные сопки…
Все увиденное и пережитое за тот период, включая и завершающий этап его воинской службы на третьем по счету флоте — Краснознаменном Тихоокеанском, из памяти не изгладятся никогда. До сих пор Николай Иванович бережно хранит фотографии и дневник, который вел во время службы. У него и целый уголок памяти о флотской биографии имеется. Это как первая любовь, которая запоминается на всю жизнь.
И доныне снится Н.И. Жегалину по ночам море. Ценит он нерушимое морское братство, когда поистине «один за всех и все за одного». Радуется встречам с бывалыми моряками, которые ежегодно летом проводятся в его родном селе Алешкино.
Но все это, что ни говори, только часть жизни Николая Ивановича. Стоит рассказать и о последующих прожитых годах. После увольнения в запас, весной 1972 года вернулся он на родину, дослужившись до должности старшина команды кораблевождения и зрительной связи ПЛ, рулевой – старший боцман, с наградами: жетоном «За дальний поход» и нагрудным знаком «Отличник ВМФ». Встретил здесь девушку родом из соседнего села Буераки – Любовь Петровну Савельеву, полюбил и взял ее в жены. Молодые супруги Жегалины стали работать рядышком, в пассажирском речфлоте. Почитай всю Волгу прошли на экскурсионном дизель-электроходе, на памятных многим местным жителям судах: «Эстония», «Карелия», «Киргизия». Николай был рулевым, работал боцманом, его супруга – проводницей, официанткой. А когда их сынишке Олегу подошло время идти в школу, пришлось сменить профессии на сухопутные.
С 1979 года три десятка лет проработал Н.И. Жегалин шофером на предприятиях Сенгилея. Не раз был отмечен почетными грамотами за безаварийную работу, за добросовестность и трудолюбие. Его портрет заносили на Доску почета райпо.
В семье Жегалиных выросло двое детей – сын и дочка. Сейчас для Николая Ивановича, по его собственному признанию, главная радость – три внука: старший — Сергей, который служит в спецназе МВД в Москве и двое младшеньких – 5-ти и 3-х лет, живущие в Тольятти и практически ежедневно общающиеся с любимым дедушкой по мобильному телефону.
Сам он еще очень бодр и полон сил. Старается поддерживать физическую форму на уровне! И по-прежнему чувствует себя настоящей «морской косточкой». Вот и сфотографироваться пожелал в сохранившейся со времени службы в ВМФ форме.
Так держать, Николай Иванович! Доброго Вам здоровья!
Текст и фото И. ШПАК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *