Свежие записи
Архивы

ИМ ЕСТЬ ЧТО ВСПОМНИТЬ, О ЧЕМ РАССКАЗАТЬ…

В нашем районе живет немало людей талантливых, трудолюбивых, настоящих патриотов родного края. Заслуженное признание земляков снискали те, кто внес значительный вклад в его развитие.

Среди авторитетных, искренне уважаемых сенгилеевцами сограждан достойное место занимает Петр Иванович Борисов, участник Великой Отечественной войны, бывший председатель горсовета, многое сделавший для того, чтобы наш райцентр обрел облик города, пусть и маленького, но такого уютного и привлекательного для его жителей и гостей. Не зря в прошлом году Петру Ивановичу было присвоено звание «Почетный гражданин г. Сенгилей».

Встретившись с П.И. Борисовым в преддверии юбилейных торжеств по поводу 75-летия Ульяновской области, я попросила его поделиться своими воспоминаниями из истории нашего края, рассказать о том, что делалось в плане развития нашего города при его непосредственном участии. Петру Ивановичу действительно было что рассказать. Публикуем ниже воспоминания ветерана:

— Я родился в сентябре 1925 года в Вешкаймском районе, в Сенгилей прибыл в 1953-м по направлению обкома — на партийную работу, которой отдал в Сенгилеевском районе более 8 лет. В начале 1960-х перешел на хозяйственную работу. Была тогда в нашем городе разваливающаяся на тот момент артель «Кирпичник», я не побоялся возглавить ее, взялся за то, чтобы поправить там дела. Не пугали ни трудности, ни низкая зарплата, особенно в сравнении с той, что получал прежде. Работать было интересно. Чем только не занималась эта артель: мололи мел, ткали кули, пилили лес, делали керамические горшки; принадлежал той же артели и кирпичный завод, было у нас также фотоателье, парикмахеры. Но времена менялись, перед нами была поставлена цель — перейти полностью на бытовое обслуживание населения. К имевшимся в штате двум парикмахерам и фотографу присоединили швейную мастерскую.

Поначалу размещалось наше предприятие в старом ветхом здании на улице Ленина, необходимо было строить новое. И тогда мы его построили на Бутырской стороне города. Сенгилеевцы старшего поколения помнят, где прежде было КБО, это двухэтажка возле нынешнего магазина «Перекресток».

После того, как это здание было построено, стали расширять сферу оказания бытовых услуг: выполняли ремонт сложной бытовой техники, открыли дамскую парикмахерскую, прокатный пункт, новый цех – трикотажный. Чтобы открыть этот цех надо было прежде всего найти оборудование. Поехал в Ульяновск на трикотажную фабрику, привез оттуда две списанные вязальные машины, которые можно было восстановить, договорился, чтобы мастера-наладчики с этого предприятия установили их, отремонтировали. Те, кто должен был работать у нас в трикотажном цехе, прошли обучение и цех заработал. Позже удалось получить две новые трикотажные машины. Этот цех давал нашему комбинату бытового обслуживания неплохую прибыль. Трикотаж, который в нем вязали, пользовался большим спросом не только у населения Сенгилеевского района, выезжали торговать им даже в Тольятти, покупали его всегда охотно.

Мы вообще старались, чтобы люди были довольны качеством оказываемых им услуг, а для этого необходимо было, чтобы работающие на предприятии люди были настоящими мастерами, не работали по старинке. Для обмена опытом наши швеи выезжали в Куйбышев, в Ленинград, чтобы научиться шить модную одежду на самый взыскательный вкус — ну чем жительницы Сенгилея хуже тех, что живут в крупных городах.

Стремились приблизить оказание бытовых услуг и для сельчан. Во всех крупных населенных пунктах района открыли приемные пункты, закройщик выезжал в село, принимал заказы, одежду шили в Сенгилее, а потом доставляли заказчикам.

Комбинат развивался, встал вопрос о строительстве нового здания – уже в центре города (там, где теперь размещается ОВД). Строили хозспособом, создали стройбригаду, все стройматериалы были тогда строго по фондам: цемент, кирпич, плиты перекрытия, даже щебень… Приходилось «выбивать», ездить по инстанциям, уговаривать, договариваться. Вот уже возвели третий этаж нового здания КБО… И тут стали меня вышестоящие инстанции агитировать на другую должность – председателем городского совета.

В 1970-м принял я новое «хозяйство» — город. В бытовом обслуживании руководить было нелегко, а тут забот прибавилось в разы. Асфальта в Сенгилее в ту пору не было нигде, кроме центральной площади, фонарей – всего несколько, тротуары дощатые – на одну сторону доски встанешь, другая поднимается… Взялись за асфальтирование. Конкретно распланировали: на какую улицу когда будем укладывать асфальт. В первую очередь, конечно, решили заасфальтировать кольцо, по которому ходил городской автобус, это кольцо «одели» в асфальт полностью. Для тех сенгилеевцев, кто не был свидетелем того периода в жизни города, поясню: асфальтирование производили не как сейчас, с использованием специальной техники, а вручную. Работали три армянина, укатывали асфальт ручным катком и все делали очень качественно. За качеством следили особо, ежемесячно ответственный работник коммунального хозяйства проводил приемку выполненной работы. И вы только представьте себе, каждый год асфальтировалось в городе по 20 тысяч квадратных метров, а то и более!

Особая тема – уличное освещение в Сенгилее. Это тоже была очень важная и сложная задача, но и ее удалось решить, причем, что самое примечательное, – в короткий срок.

Помню, я тогда поехал по каким-то делам, касающимся городского хозяйства, в Кузоватово. Еду, смотрю – в одном из совхозов электрики ставят столбы и монтируют на них фонари. Заинтересовался, что это за организация, стал расспрашивать, сколько стоит установить каждый столб, во что обойдется подключение электроэнергии и т.д. Подсчитал наши нужды и возможности и поехал в областное управление финансов, говорю: «Нам нужно на освещение города 100 тысяч рублей». Мне отвечают: «Ты их не освоишь в течение установленного срока, и покрупнее населенные пункты даже 25 тысяч не осваивают…» Я дал партийное слово. «Ну что же, хорошо, деньги будут», — услышал в ответ, и сразу обратился в ту организацию, которая занималась этим вопросов, достигли с руководством договоренности. Пришлось рискнуть, но риск был оправданным, обещание было выполнено, а на улицах города по вечерам стало светло. Город осветили полностью, все это буквально за считанные месяцы (с января до мая). Доводилось слышать, что меня в народе за это «осветителем» прозвали, равно как другого градоначальника Сенгилея Е.С. Архипова – «мостостроителем».

Не забуду и как к 30-летию Победы устанавливали главный в Сенгилее памятник, в районе речпорта. Центральные фигуры у Обелиска Славы – солдата и матроса — пришлось заказывать в Белоруссии, в Могилеве. Дали мне контакты мастерской, договорились, что сделают нам фигуру солдата, а когда я приехал получать, говорят: «Нет такой, вот есть солдат с матросом». Созвонился с руководством райсовета, решились на такую замену. Привезли и за ночь установили, сделали это вовремя, к празднику. Вся композиция получилась даже лучше, чем думали изначально! Всегда с удовольствием бываю у этого памятника и, не только я, горожанам он нравится…

Должность руководителя города, безусловно, хлопотная. В кабинете часами не просиживал, решать приходилось множество вопросов: надо приобрести поливальную машину (чтобы люди с утра шли на работу по чистым, не пыльным улицам), закупить другую необходимую технику в коммунальное хозяйство, благоустраивать город. Очень большую помощь в благоустройстве, наведении порядка на улицах города оказывали уличные комитеты. Замечательные были общественники, лучшие мои помощники — председатели этих комитетов. Это во многом благодаря им Сенгилей неоднократно признавался лучшим в области населенным пунктом по благоустройству. Правильно сейчас сделали, что вновь вернулись к практике создания в нашем городе уличных комитетов.

Оглядываясь на прошлое, считаю, что сделано было немало хорошего на пользу людям, приятно, когда некоторые горожане и сегодня высказывают благодарность. А я от души желаю Сенгилею, чтобы он все больше хорошел, становился красивей. Этот город, хотя и не моя родина, стал для меня истинно родным.

Записала И. ШПАК.

 

Своими воспоминаниями о том, как строились дороги в Сенгилеевском районе, делится АРХИПОВ Евгений Семёнович, бывший начальник дорожного участка, экс-мэр г.Сенгилей, ныне пенсионер, член муниципальной Палаты справедливости и общественного контроля, заместитель председателя районного Совета ветеранов:

 

«Более пяти лет, начиная с1968 года, я работал начальником дорожного участка нашего района, ПДУ-1519 – так в то время называлась организация.  Что говорить про состояние дорог в то время – они были никакие! Грунтовка. Ни пройти, ни проехать в дождь или весеннюю распутицу!  По инициативе местной власти каждое предприятие, у которого была техника, принимало участие в строительстве дорожного полотна. Куда деваться предприятиям – или на месяц отдавай машину или плати дорожному участку.  Дороги всем нужны. Поэтому нам помогали. Большое содействие в работе нам оказали такие организации, которые имели большие бульдозера на базе С80, С100. Это Сенгилеевский  лесокомбинат, цемзавод, Ташлинский ГОК, Красногуляевский щебзавод и другие. Одновременно мы привели в порядок базу дорожного участка — построили контору, гаражи, котельную.

Не понаслышке знаю, сколько трудов было вложено в это благое дело! Так метр за метром поднимали дороги – первой построили дорогу Сенгилей-Елаур-Русская Бектяшка. Начали от новосельского моста, поднимали дорожное полотно в сторону Елаура. Транспортная связь между населенными пунктами была остро необходима, люди это понимали, поэтому, старались, как могли. Бекетовский колхоз своими силами от поворота на Русскую Бектяшку поднял дорогу до въезда в село. Также председатель колхоза села Алешкино Жегалин Владимир Павлович проявил инициативу и организовал  отсыпку дороги на Алешкино до Вырыстайкино. На моей памяти, за пять лет мы заменили 15 деревянных мостов в районе. В тех местах, где шла вода, устанавливали большие канализационные железобетонные трубы, заваливали их, и продолжали вести дорогу. В Алешкино в то время открыли карьер, возили оттуда отличный щебень. Им отсыпали дороги. Ох, сколько тогда вывезли щебня, даже оползни из-за этого там начались…

Про нынешнее время как не сказать?!  В последние годы в нашем районе очень большое внимание уделяется ремонту дорог. Конечно, и машин больше стало. Но, все-таки, как приятно ехать по новым дорогам. Есть, конечно, проблемные участки. Но ремонтируют же каждый год. Я принимаю участие в приемке дорожных работ у подрядчиков, мы выезжаем с комиссией общественного контроля.  Думаю, что в дальнейшем эта работа будет продолжаться не менее активно».

 

Записала А. КНЯГИНИНА.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *