Архивы

В  ВОЙНУ  ТРУДИЛСЯ НА  МОРЯХ

Мой дедушка по  отцу  — Константин Васильевич Михайлов — родился зимой 1908 года в  многодетной  семье  казанского рабочего-столяра.

В советское время его отец  В. Михайлов стал учителем столярного дела. К этому «сухопутному» ремеслу приучал и  сына Константина.   Но у того сложилась совсем иная судьба. В  первой половине 1920-х годов парень вступил в Ленинский комсомол.   В 1930 году его как активного комсомольца  направили  служить на Балтийский флот.

В Кронштадте К. Михайлов закончил минно-­торпедное отделение артшколы и стал командиром торпедного катера.

С  весны 1932 года Константин Васильевич проходил службу на  Черноморском флоте,  а  с 1934  — на Дальнем Востоке. Здесь он после окончания политшколы стал комиссаром минного тральщика «Терек». Нёс в этом качестве охрану государственной границы СССР.

После офицерских курсов повышения квалификации капитан-лейтенант К.В. Михайлов — помощник командира корабля по военной части на торговом судне «Трансбалт». Шла Вторая мировая война и «Трансбалт» перевозил военно-­хозяйственные грузы по ленд-лизу (государственной программе, по которой США поставляли своим союзникам боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование, лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты) из Америки в СССР.

Позже Константин Васильевич командовал боевыми кораблями «Старый большевик», «Золотой» и другими.

За годы службы на флоте мой дед был удостоен ордена Красной Звезды   и нескольких медалей. Говорить о наградах он не стремился, да и я была слишком мала, чтобы при его жизни о них расспросить.

Знаю уже от своего отца, что орденом Красной Звезды мой дедушка  был награжден за спасение в Тихом океане команды затонувшего корабля в июне 1945 года.

… Ночью  гружёный  «Трансбалт» шёл в заливе Лаперуза курсом из Сан-Франциско во Владивосток. Неожиданно судно было атаковано двумя вражескими торпедами, и через несколько минут затонуло. Пришлось часть команды, оставшуюся в живых, срочно погрузить на шлюпки. В конечном итоге  моряков спасла боевая закалка и дисциплинированность: на вторые сутки дрейфа они добрались до Южного Сахалина, занятого тогда японцами. Вскоре за ними пришёл советский корабль, и  они вернулись на Родину…

Мой дед отдал службе на       отечественном  флоте два десятка лет. А в 1949 году, списавшись на берег, с  женой Валентиной Терентьевной и двумя детьми (они родились ещё на Дальнем Востоке) поселился в волжском городке Сенгилей.

Здесь  моряк  ступил на новую трудовую стезю:  стал сначала бригадиром, а позже —  начальником цеха сборки Сенгилеевского лесокомбината (видимо,  вспомнился ему отцовский опыт деревообработки). Работал здесь и в пенсионном возрасте   — в ОТК, а затем перешёл во вневедомственную охрану при Сенгилеевском РОВД.

Был он всегда в почёте, подавая пример в труде и общественных делах. О  ветеране труда К.В. Михайлове и его  семье в 1980-х гг. писала и районная газета «Путь Ленина» (ныне «Волжские зори»).

У моих дедушки и бабушки выросли сыновья  Владимир  и  Вадим (мой папа,  который родился  уже в Сенгилее), а также дочь Лариса. Старший сын Владимир при жизни  пошёл по стопам отца — окончил  мореходное училище, работал на речных сухогрузах.  Дочь получила  профессию библиотекаря.  Мой отец стал водителем.  На сегодня из  троих детей К.В. Михайлова жив только он.

Со своими дедушкой  и бабушкой  всё раннее  детство я прожила  на одной улице. Они остались в моей памяти добрыми, скромными и жизнерадостными людьми.

Мой брат Сергей деда  не знал, он был  ещё младенцем когда Константина Васильевича Михайлова не стало.  Сегодня же  наследник дедовой фамилии С. В. Михайлов   — начальник Сенгилеевской  единой дежурно-диспетчерской службы (служба 112).

У меня  растут правнучки  Михайловых-старших Алёна и Анна.

Надежда  Жегалина (Михайлова),

работник аппарата  Сенгилеевского районного суда.

Подготовила к печати Л. Берч.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *