В ВОЙНУ ТРУДИЛСЯ НА МОРЯХ
Мой дедушка по отцу — Константин Васильевич Михайлов — родился зимой 1908 года в многодетной семье казанского рабочего-столяра.
В советское время его отец В. Михайлов стал учителем столярного дела. К этому «сухопутному» ремеслу приучал и сына Константина. Но у того сложилась совсем иная судьба. В первой половине 1920-х годов парень вступил в Ленинский комсомол. В 1930 году его как активного комсомольца направили служить на Балтийский флот.
В Кронштадте К. Михайлов закончил минно-торпедное отделение артшколы и стал командиром торпедного катера.
С весны 1932 года Константин Васильевич проходил службу на Черноморском флоте, а с 1934 — на Дальнем Востоке. Здесь он после окончания политшколы стал комиссаром минного тральщика «Терек». Нёс в этом качестве охрану государственной границы СССР.
После офицерских курсов повышения квалификации капитан-лейтенант К.В. Михайлов — помощник командира корабля по военной части на торговом судне «Трансбалт». Шла Вторая мировая война и «Трансбалт» перевозил военно-хозяйственные грузы по ленд-лизу (государственной программе, по которой США поставляли своим союзникам боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование, лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты) из Америки в СССР.
Позже Константин Васильевич командовал боевыми кораблями «Старый большевик», «Золотой» и другими.
За годы службы на флоте мой дед был удостоен ордена Красной Звезды и нескольких медалей. Говорить о наградах он не стремился, да и я была слишком мала, чтобы при его жизни о них расспросить.
Знаю уже от своего отца, что орденом Красной Звезды мой дедушка был награжден за спасение в Тихом океане команды затонувшего корабля в июне 1945 года.
… Ночью гружёный «Трансбалт» шёл в заливе Лаперуза курсом из Сан-Франциско во Владивосток. Неожиданно судно было атаковано двумя вражескими торпедами, и через несколько минут затонуло. Пришлось часть команды, оставшуюся в живых, срочно погрузить на шлюпки. В конечном итоге моряков спасла боевая закалка и дисциплинированность: на вторые сутки дрейфа они добрались до Южного Сахалина, занятого тогда японцами. Вскоре за ними пришёл советский корабль, и они вернулись на Родину…
Мой дед отдал службе на отечественном флоте два десятка лет. А в 1949 году, списавшись на берег, с женой Валентиной Терентьевной и двумя детьми (они родились ещё на Дальнем Востоке) поселился в волжском городке Сенгилей.
Здесь моряк ступил на новую трудовую стезю: стал сначала бригадиром, а позже — начальником цеха сборки Сенгилеевского лесокомбината (видимо, вспомнился ему отцовский опыт деревообработки). Работал здесь и в пенсионном возрасте — в ОТК, а затем перешёл во вневедомственную охрану при Сенгилеевском РОВД.
Был он всегда в почёте, подавая пример в труде и общественных делах. О ветеране труда К.В. Михайлове и его семье в 1980-х гг. писала и районная газета «Путь Ленина» (ныне «Волжские зори»).
У моих дедушки и бабушки выросли сыновья Владимир и Вадим (мой папа, который родился уже в Сенгилее), а также дочь Лариса. Старший сын Владимир при жизни пошёл по стопам отца — окончил мореходное училище, работал на речных сухогрузах. Дочь получила профессию библиотекаря. Мой отец стал водителем. На сегодня из троих детей К.В. Михайлова жив только он.
Со своими дедушкой и бабушкой всё раннее детство я прожила на одной улице. Они остались в моей памяти добрыми, скромными и жизнерадостными людьми.
Мой брат Сергей деда не знал, он был ещё младенцем когда Константина Васильевича Михайлова не стало. Сегодня же наследник дедовой фамилии С. В. Михайлов — начальник Сенгилеевской единой дежурно-диспетчерской службы (служба 112).
У меня растут правнучки Михайловых-старших Алёна и Анна.
Надежда Жегалина (Михайлова),
работник аппарата Сенгилеевского районного суда.
Подготовила к печати Л. Берч.
Добавить комментарий